(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Страна сказочных стихов для детей и взрослых

Страна сказочных стихов для детей и взрослых

Степаненко  Наталья Олеговна –
практикующий арт-терапевт, педагог высшей категории, член Санкт-Петербургской Ассоциации арт-терапевтов, автор ряда публикаций по арт-терапии.

Аннотация: В процессе взросления ребенок испытывает различный спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных. Общаясь с малышом, взрослые сталкиваются со строптивостью, жадностью, детскими страхами и фантазиями, неприятием себя, нарушением поведения. Родители в таких ситуациях часто не знают, как реагировать на эмоциональные проявления своего ребенка. В данной книге все эти вопросы освещены в доступной форме. Книга будет интересна детям и полезна родителям, педагогам и психологам.

ОТ АВТОРА
Маленький ребёнок - это большое счастье для родителей, хотя зачастую радость омрачается тем, что на определенных этапах становления личности малыша взрослые сталкиваются с трудностями в его воспитании. Страхи, капризы, упрямство, жадность, шалости, фантазии - все эти особенности поведения ребёнка знакомы каждому взрослому, воспитывающему малыша. Как правильно отреагировать на подобные проявления характера ребёнка? Какие есть особенности взаимодействия взрослого и ребёнка в сложные переходные периоды детской жизни? Как правильно выбрать стратегию поведения, чтобы помочь малышу справиться с его эмоциональными реакциями? Безусловно, у каждой семьи свой путь выстраивания взаимоотношений с малышом, но всё же есть некоторые общие рекомендации, способные помочь взрослым принять ребёнка в различных жизненных ситуациях и найти способы поддержки любимого чада.

Ни одному из нас не нравятся наставления, а ребёнку тем более, особенно в ситуациях, когда взрослый «отчитывает» малыша, поучая, как ему следует поступить в том или ином случае, унижает ребёнка, тем более, если подобный урок является публичным. В подобной ситуации взрослый ставит себя выше ребёнка, проявляя власть над малышом, чем переходит из категории друга в категорию человека, от которого всегда получаешь либо похвалу, либо порицание и навязчивые нравоучения. Как же избежать такого некорректного давления на развивающуюся личность?

Малышу очень важно иметь возможность выражать свои эмоции, а задача взрослого предоставить все условия для того, чтобы  психологическая разрядка происходила в социально приемлемой форме. Для «отреагирования» эмоций вполне могут подойти арт-терапевтические занятия. Работа с различными художественными и природными материалами способствуют творческому самовыражению и снятию накопившегося напряжения. Кроме того, совместная творческая деятельность объединяет, помогает устанавливать и поддерживать крепкие взаимоотношения в диаде «взрослый-ребёнок». Через творчество можно наладить с ребёнком контакт, подарить малышу веру в себя и показать, что взрослый способен быть помощником в познании мира. Очень важно поощрять ребёнка в его деятельности: хвалить, предоставить возможность погордиться результатами, вывешивать работы, показывать другим, дать ему ощущение того, что он многое может.

Для повышения самооценки и лучшей проработки проблемы важно в процессе творческой деятельности фотографировать ребёнка, а затем вместе просматривать запечатлённые кадры, акцентируя внимания на успехах малыша или на сложностях, с которыми столкнулся ребёнок в процессе творческой деятельности. Всё это положительным образом сказывается на его самоощущении в окружающем мире, становлении и принятии себя как отдельной самостоятельной личности. Взрослые стремятся развить в своём малыше уверенность в себе, чувство привязанности к своей семье, привить любовь к природе, рассказать о ценности дружбы и важности того, что нужно проявлять заботу о том, кто рядом. В данной книге эти вопросы освещены в стихотворной форме, которая наилучшим образом сказывается на психологическом развитии ребёнка.
стирается


СЛОВО ПСИХОЛОГУ
Едва ли найдется человек, который может сказать о себе: «Я ничего не боюсь! И никогда не боялся!». Каждый из нас на протяжении жизни сталкивается с множеством страхов. Часть из них связана боязнью внешних объектов и предметов – страх темноты, закрытых или открытых пространств; другие вызваны беспокойством стать жертвой нападения животных или человека – боязнь насекомых, змей, страх подвергнуться физическому насилию. Однако большинство страхов связано с нашим восприятием себя, а также с нашими ожиданиями по поводу отношения окружающих: примут или отвергнут, оценят ли по достоинству или будут насмехаться, скажут ли прямо, о чём думают или станут лицемерить и лгать. Большинство страхов возникает у человека в раннем детстве. Непереработанные и непонятые, они сопровождают нас всю жизнь и сказываются на наших способностях понимать себя и других, строить отношения с людьми, эффективно справляться с требованиями социума – адаптироваться в самом широком смысле слова. Наивысшего расцвета в пору детства страхи достигают в дошкольном возрасте. В первую очередь, это связано с бурным развитием фантазии ребёнка, благодаря которому сгустившиеся перед грозой тучи вдруг принимают очертания злобных монстров, а свет, отброшенный на стену детской проезжающим мимо автомобилем, становится предвестником звёздной войны, в которой «герой» может пасть в неравном бою со злыми силами. Страхи – неотъемлемая часть жизни ребёнка. Они помогают ему взрослеть и становиться более зрелым. Однако то, насколько эти страхи окажутся «помогающими», во многом зависит от родительской реакции на их проявления. Чем больше понимания будет демонстрировать родитель в ответ на откровенность ребёнка, сообщающего о том, чего он боится, тем более интимное, доверительное взаимодействие сложится в паре «родитель - ребёнок», тем с большей вероятностью страх со временем уйдет и не будет отравлять жизнь как самого малыша, так и его близких.

Книга, которую Вы держите в руках – уникальна. Она является своеобразным пособием для родителей, которые хотят научиться распознавать страхи детей и помогать малышам справляться с ними. Эта книга – собрание историй о маленьких животных, которые столкнулись в жизни с ситуацией непонимания, беспокойства, обиды и страха. Во многих историях зверята испытывают трудности из-за особенностей своего характера, которые мешают им найти понимание окружающих. Это приводит к возникновению страха быть отвергнутым, из-за чего герой либо отгораживается от общения, либо начинает использовать неэффективные стратегии взаимодействия, проявляя нетерпение, назойливость, агрессию. «Подсказки» для родителей, которые Вы найдете в книге для каждого из стихотворений, помогут Вам не только увидеть в героях своего малыша, но и выбрать правильную стратегию помощи ребёнку. Для этого автор предлагает различные арт-терапевтические техники, которые удивительно просты в реализации, не требуют наличия специального оборудования и дополнительной подготовки, но чрезвычайно эффективны в работе с детьми. Арт-терапевтические методики широко распространены в среде профессиональных детских психологов как один из лучших способов помощи маленьким детям. С этой книгой Вы окунётесь в секретный мир своего ребёнка. Кто-то, возможно, вспомнит себя, воскресит в памяти воспоминания своего детства, что, безусловно, будет способствовать сближению с Вашим малышом.

Итак, добро пожаловать в мир исцеляющих историй!

Доцент факультета психологии Санкт-Петербургского
Государственного Университета, кандидат психологических наук
М. Ю. Солодунова



КОММЕНТАРИИ В ПОМОЩЬ ЗРОСЛОМУ

ЕЖИК ЖЕНЬКА

ЧЕМУ УЧИТ СТИШОК: Каждому из нас важно бороться со своими страхами, верить в дружбу и доверять, тем, кто о тебе заботится.

ПРОБЛЕМА РЕБЕНКА: Страх, нерешительность, тревога, неуверенность в себе.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

  • Повышенная чувствительность ребенка, фантазии;
  • Отсутствие поддержки со стороны взрослого;
  • Сравнение личностных характеристик ребенка или его поведения с поведением других детей;
  • Противоречивые или завышенные требования к ребенку;
  • Вербальная агрессия со стороны взрослого по отношению к ребенку или другому члену семьи, применение физических наказаний, унижение;
  • Запугивания (напр.: «Не будешь слушаться - запру в темноте / я не буду тебя любить»).

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ: Напряженность, тревожность, нарушение сна, повышенное количество разнообразных страхов (одиночества, темноты, собак, полицейских и т.п.), нерешительность в действиях или принятии решений, соматические проявления (энурез, заикание).
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО:

  • Не смеяться над страхом ребенка, даже если предмет страха кажется вам несерьезным;
  • Не ждать, что все пройдет само собой;
  • Проявлять искренний интерес к событиям жизни ребенка;
  • Оказывать эмоциональную поддержку;
  • Расценивать трудности, с которыми столкнулся ребенок, как этап становления личности;
  • Хвалить ребенка адекватно его поступкам и приложенным усилиям;
  • Заострять внимание на его успехах.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА:

  • После прочтения стихотворения обсудить с ребенком вопросы: Какой персонаж нравится ребенку? Чем именно он его привлек? Что пугает ежика? Кто оказывает ему поддержку? Как ему удается справиться со своими страхами?
  • Основываясь на сюжете стихотворения, попросить ребенка создать творческую работу, используя пластилин, природный материал.
  • Попросить ребенка прокомментировать работу от лица Ежика Женьки.

В данном проигрывании взрослый может выступить от лица Ежика Толика.

Приобрести книгу

По вопросам приобретения книги обращайтесь к нам в офис!

Категория: Статьи | Добавил: Alexey (21.10.2012) | Автор: Алексей
Просмотров: 4444 | Рейтинг: 2.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]